Иван I Данилович Калита Добрый (в Крещении Иоанн, в схиме — Ананий) – сын Даниила Александровича Московского, мать – Мария, внук Александра Ярославича Невского. Годы жизни: 1283 — 31 марта 1341
Из рода Московских великих князей.
Княжение:
– Великий князь Московский в 1325 — 1341 годах.
– Великий князь Владимирский в 1328 — 1341 годах.
– Князь Новгородский в 1328 — 1337 годах.
Свое прозвище “Калита” князь Иван Данилович получил от потому, что Иван Данилович, великий князь Московский имел привычку носить с собой постоянно кошелек («калиту»), чтобы раздавать милостыню бедным, а также за огромные богатства, которые он использовал для расширения своей территории покупкой чужих княжеств.
Впервые Иван Данилович упоминается в новгородской летописи в 1296 году в связи с поездкой в город Новгород Великий. В начале XIV века Иван Калита княжил в Переяславле-Залесском. В 1305 году он разбил под Переяславлем войско тверского боярина Акинфа, который пытался захватить город.
В 1303-1325 годах Иван I Данилович часто замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Даниловича во время его пребывания в Новгороде Великом и Золотой Орде. Москва была оставлена в полное управление Ивана Даниловича.
В 1325 году после гибели своего брата Юрия Даниловича, Иван I Данилович Калита занял великое княжение в Москве.
Содержание страницы
1. Московское княжение Ивана Калиты.
Времена правления Ивана I Даниловича Калиты были эпохой усиления власти Москвы и ее возвышения над другими русскими городами. Иван Данилович обеспечил безопасность Москве тем, что заслужил расположение и доверие Узбек-хана. Летописец писал : “Перестали поганые воевать русскую землю перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле“.
При Иване Калите был построен дубовый Кремль, который защищал центр города и посад за его пределами. С большой скоростью возникали села. Бояре с радостью отправлялись к Московскому князю и получали от него земли. Иван Данилович Калита заботился о безопасности своего княжества, строго преследовал и казнил разбойников, поэтому купцы могли спокойно ездить по русским дорогам. Иван Калита добился, чтобы митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву. С тех пор Москва стала духовной столицей Руси. Иван Калита сумел расположить к себе митрополита Петра.
В 1327 году Иван Данилович вместе с другими князьями отправился в поход на Тверь вместе с золотоордынскими карательными отрядами для подавлении народного восстания против монголо-татар. За это Иван Калита был награжден в 1328 году Узбек-ханом и получил Костромское княжество и право контроля над Новгородом Великим.
Но вскоре Узбек-хан очень рассердился, узнав о смерти своего посла Чолкана и его свиты в Твери и дал ярлык на великое княжение Ивану Калите, а так же монголо-татарские войска и отправил на Тверь. Прийдя в Тверскую волость Иван Калита с татарами сожгли города и села, взяли людей в плен.
Получив титул князя Новгородского в 1328 году, Иван Данилович Калита начал укреплять свою власть.
В 1332 году Иван Калита поехал в Орду с большими дарами чтобы получить ярлык на единоличное правление, но сумел утвердить за собой только город Владимир и Поволжье.
В 1333 году, растратив огромные средства в Орде, Иван Данилович потребовал от новгородцев дань в увеличенном размере, но получил отказ. Войска Ивана Калиты заняли Торжок и Бежецкий Верх.
В 1336 году при помощи митрополита Феогноста Иван Данилович заключает мир с городом Новгородом. Новгородцы призвали его своим князем и выплатили все причитающиеся деньги.
Иван I Данилович Калита беспощадно расправлялся со своими противниками, используя влияние Русской Православной Церкви. Митрополит Московский Петр помогал Ивану I Даниловичу в проведении политики централизации русских земель. Летописцы писали, что Иван Данилович Калита избавил Русскую землю от воров и разбойников, всегда вершил “правый суд“, помогал нищим, защищал вдов. За это он и получил 2-е свое прозвище: “Добрый“.
При Иване Калите активно шло строительство. Построены Архангельский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенская церковь, а при ней монастырь. Свято-Данилов монастырь был перемещен на новое место. В Переяславле-Залесском был основан Горицкий (Успенский) монастырь.
2. Смерть Ивана I Данилович Калиты и завещание
В начале 1340 года Иван Калита, к тому времени давно болевший, постригся в монахи под именем Анания.
31 марта 1341 года Иван I Данилович Калита скончался и уже на следующий день был похоронен в Архангельском соборе в Москве. Сохранились два варианта княжеского завещания, разница между которыми незначительна: в одном фигурирует несколько больше сёл и волостей. Одни историки полагают, что это два разных документа, другие — что завещание одно, а расхождения появились из-за переписчиков. Иван Данилович разделил княжество между пережившими его тремя сыновьями, причём раздел на трети коснулся в том числе и столицы. Но старший сын получил больше, чем остальные, и это заложило основы традиции, в соответствии с которой составлялись завещания всех последующих московских князей.
3. Оценка правления Ивана Калиты.
Политика Ивана Калиты оценивается историками неоднозначно. Так, Василий Осипович Ключевский не сильно выделял его “в череде серых личностей“. М.Н. Тихомиров полагал, что “Калита заложил основы могущества Москвы“, видел в нем блестящего политика, дипломата.
Методы правления Ивана Калиты такие как: ярлыки и умелое лавирование; династические браки; духовная централизация власти; купли боярские дворы и миграция привели к усилению Московского княжества, из которого через полтора века выросло независимое Русское государство.
3.1. Ярлык на княжение и умелое лавирование.
Получение ярлыков на княжение было одним из основных инструментов приобретения и удержания власти на Руси в XIV веке. В 1328 году ярлык на великое княжение удалось получить Ивану Калите. Показательно, что хорошие отношения с ханом Узбеком позволили князю до конца жизни оставить ярлык у себя. Для процесса централизации земель вокруг Москвы ярлык в руках Ивана Калиты имел принципиальное значение. По словам летописца, “во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы”. Хан Узбек перестал присылать баскаков в русские земли, дань было позволено собирать самому Ивану Калите, что значительно стабилизировало жизнь в русских княжествах.
В историографии у Ивана Калиты далеко не однозначная репутация. При беглом ознакомлении с этой исторической фигурой может возникнуть ощущение, что Иван Калита был зависимым от Орды политиком, “подмявшим” Русь под монголо-татарскую пяту, но это не соответствует действительности . В годы правления Калиты монгольское владычество над Русью значительно ослабло, почти на полвека прекратились татарские набеги. При Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с Ордой. Дань теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, что значительно облегчило жизнь народа. Русь хоть и оставалась под верховной властью Орды, но приобрела более высокий статус и постепенно укреплялась и централизовалась, что, в конечном итоге, позволило обрести ей самостоятельность.
3.2. Династические браки
Как отмечает историк Николай Борисов “проводя последовательную политику возвышения Москвы на Руси, Иван Калита прибег к древнему, испытанному способу – династическим бракам по расчету” . От двух жен (Елены и Ульяны) Калита имел семеро детей, в том числе дочерей – Евдокию, Марию, Фетинью и Феодосию. Больше всего московский князь стремился укрепить власть в Ростовском и Белозерском княжествах. Лаврентьевская и Суздальская летопись сообщают, что в 1328 году Калита выдал свою дочь Марию за ростовского князя Константина Васильевича. Свою дочь Евдокию Иван отдал за ярославского князя Василия Давыдовича, Феодосию – за белозерского князя Фёдора Романовича. Сын Ивана Калиты Андрей женился на представительнице Галицкой династии, отчего Галич оказался крепко привязан к московской земле. Характерно, что при заключении браков своих дочерей Иван Калита поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев.
3.3. Москва и Духовная Централизация власти на Руси
Духовная Централизация власти на Руси была невозможна без поддержки Церкви. Ивану Калите удалось наладить хорошие отношения с митрополитом Петром. В 1325 году из Владимира в Москву была переведена митрополичья кафедра. После в Москву переехал и митрополит. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси и повысило ее влияние среди других русских удельных княжеств. Митрополит Петр сподвиг Ивана Калиту на возведение в Москве каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Это был очень сильный шаг. Постройка храма делала Москву преемницей Киева и Владимира и, что не менее важно, преемницей Констанинополя, который был под покровительством Пречистой. Возведение Успенского собора и почитание Богородицы в Москве закрепляло за Московским княжеством особое покровительство Богоматери. После упокоения митрополита Петра в 1326 году, он был похоронен в строящемся Успенском соборе и причислен к лику Святых. При поддержке нового митрополита Феогноста в 1339 году святость митрополита Петра была признана и в Константинополе. Таким образом, Москва обрела своего Святого, что говорило об особом духовном значении Московского князя.
3.4. Купли, Боярские дворы, Миграция.
Часть земель, вошедших в Московское княжество, Иван Калита не завоевывал, а приобретал на условиях “купли“. Посредством “купли” присоединен был Углич, Галич и Белозерск. Московский князь покупал и выменивал целые села в разных местах: около Ростова, Костромы, Владимира, на реке Мете, Киржаче и даже в Новгородской земле.
Деятельность Ивана Калиты по “собиранию земель” включала в себя тонкую работу по привлечению к этому процессу боярских дворов. Бояре охотно шли к Калите, он давал им земли и наделял полномочиями. Делал он это не только для укрепления авторитета, но и в целях осуществления своих амбициозных планов. Так, Иван Калита активно содействовал своим боярам в приобретении владений в сопредельных княжествах . Сам он не мог покупать земли в той же новгородской земле, но боярам никто этого запретить не мог. Таким образом, в землях, которые по планам Калиты должны были отойти Москве, основывались слободы, которые заселялись верными Калите людьми. Иван Данилович одним из первых начал наделять своих слуг землёй и стоит у истоков поместного землевладения. Упомянутого в его завещании Бориску Воркова многие исследователи считают одним из первых или даже самым первым русским помещиком.
Иван Калита, жестко расправлявшийся с городами, посмевшими восставать против власти Москвы, для пресечения рецидива использовал и миграционные рычаги. В 1328 году в мятежный Ростов, который не хотел платить дань, Калита отправил воевод. Московский князь не только добился сбора дани, но и выселил многих ростовчан из города в московские области. Именно тогда в подмосковном Радонеже оказались ростовский боярин Кирилл с женой Марией, родители будущего подвижника православной церкви, главного небесного молитвенника за Московское государство, покровителя всех московских государей Сергия Радонежского.
4. Семья Иван I Данилович Калита
У Ивана Даниловича было 2 жены: княгиня Елена и княгиня Ульяна,
Дети от княгини Елены:
– Симеон Гордый (1316-1353+);
– Даниил (1320-1328+);
– Иван (1326-1359+);
– Андрей Серпуховский (1327-1353+);
– Владимир Храбрый (1353-1410);
– Феотиния;
– Евдокия;
Дети от княгини Ульяны:
– Мария;
– Феодосия (1365+);
– Мария.
Архангельский собор. Вид торцов надгробий Вел. кн. Ивана Даниловича Калиты (ум.1340) Симеона Ивановича Гордого (1316—1353) и кн. Георгия Васильевича (1533—1563). Надгробия в первом ряду у южной стены. Фотография К. А. Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А. В. Щусева.