Армения. История Государства и Народа. Часть 1. С самого начала и до конца XIX века.

 

Введение

Армения (Республика Армения) – унитарное государство с парламентской формой правления в Закавказье, расположенное на северо-востоке Армянского нагорья.
Армения контролирует часть территории, оспариваемой Азербайджаном (анклавы Кярки, Бархударлы, Софулу, Верхняя Аскипара), Азербайджан контролирует часть территории Армении (эксклав Арцвашен).
Столица — Ереван. Государственный язык — армянский. Республика Армения подразделяется на 10 областей и город Ереван.
95 % населения исповедует христианство и принадлежит к Армянской апостольской церкви, являющейся одной из Древневосточных церквей.
Страна с очень глубокой и интересной историей.




Происхождение армянского народа

Относительно этногенеза армян в современной науке существуют две теории.

Первая гипотеза

В соответствии с концепцией этногенеза армян, выдвинутой И. М. Дьяконовым в 60-е годы XX века на основании гипотетического родства армянского с фригийским и греческим языком, армяне сформировались между XIII веком до н. э. и VI веком до н. э. на территории Армянского нагорья.

Дьяконов Игорь Михайлович
Дьяконов Игорь Михайлович

Игорь Михайлович Дьяконов (30 декабря 1914 – 2 мая 1999) –  российский историк-востоковед (доктор исторических наук), лингвист, специалист по шумерскому языку, сравнительно-исторической грамматике афразийских языков, древним письменностям, истории Древнего Востока. 

Носители протоармянского языка, бриги (фригийцы или мушки), ещё до образования государства Урарту мигрировали в XIII веке до н. э. с Балкан на Армянское нагорье и осели в области, известной как Мелитена. Протоармянское население, находившееся в меньшинстве, этнически растворилось в населявших Армянское нагорье урартах, хурритах и лувийцах, сохранив при этом основу своего языка, восприняв крупный пласт заимствований из других языков[33]. На базе этнического растворения малочисленных индоевропейцев, носителей протоармянского языка, в массиве урартов, хурритов и лувийцев и сформировался современный армянский народ. Согласно И. М. Дьяконову, хурриты, как более многочисленные, составили основную массу народа и определили основную линию физической преемственности, а протоармяне, в силу ряда исторических причин, передали новому народу свой язык. Начало этногенеза современных армян можно отнести к концу II тысячелетия до н. э., когда осевшие мушки начали тесно контактировать с лувийцами и хурритами. Завершение образования этноса относится к VI веку до нашей эры. Последние остатки урартов окончательно слились с армянским народом в IV—II вв. до н. э. По И. М. Дьяконову, армяне являются преемниками физического и культурного компонента всего древнего населения Армянского нагорья, в первую очередь хурритов, урартов и лувийцев, которые составили основной генетический компонент современных армян.

Вирая “хайасская” гипотеза

По второй теории, являющейся общепринятой в современной Армении, формирование армянского народа произошло между XVI—XIII веками до нашей эры на территории государства Хайаса, воевавшего с Хеттским царством во II тысячелетии до нашей эры. Ещё в первой половине XX века некоторыми исследователями было высказано предположение, что корень слове “Хайаса” – “hайа” (hayа) соответствует самоназванию армян – “hай” (hay). А послелог “(а)са” ((а)sa) является хеттским суффиксом, означающим “страна”.  То есть слово “hayasa” означает “страна хаев” (hайев, армян) – страна армян, а слово “Хайаса” означает “Армения”.

К началу страницы

История государственности Армении

По мнению И. М. Дьяконова история государственности армян насчитывает около 2.5 тысяч лет, хотя её зачатки уходят глубже эпохи падения Урарту и Ассирии. Зачатком государственности армян могло быть царство Арме-Шубрия (XII в. до н. э). Академик Б.Б. Пиотровский предпологал, что на рубеже VII и VI вв. до н. э. царство Арме-Шубрия стало скифско-армянским объединением.

Борис Борисович Пиотровский, академик АН СССР
Борис Борисович Пиотровский, академик АН СССР

Борис Борисович Пиотровский (1 февраля 1908 – 15 октября 1990) – советский археолог, востоковед, доктор исторических наук, профессор. Академик АН Армянской ССР и АН СССР. В 1964 -1990 годах — директор Государственного Эрмитажа.

Одними из первых армянских царств, существовавших в VIII—VII вв. до н. э. и располагавшихся в современной Малатье, считаются Табал и Мелид (Мелитена). Последняя в V в. до н. э. являлась столицей сатрапии Армении и, вероятно, столицей Армянского царства легендарного Тиграна I в VI в. до н. э. Мушкское царство Алзи XII—IX вв. до н. э. также можно рассматривать в качестве зачатка армянской государственности, как и любые хурритские, урартские или лувийские государства на территории Армянского нагорья, созданные людьми, потомки которых влились в армянский народ.
Царство Арме возглавляло союз, объединявший все мелкие страны и народы Армянского нагорья. Союз, использова период бессилия Урарту, захватил его политическое наследие.

К началу страницы

Государство Урарту (Араратское царство). XIII—VI вв. до н. э.

Араратское царство к 700 году до нашей эры
Араратское царство к 700 году до нашей эры

Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство) – государство, объединявшее всю территорию Армянского нагорья. Урарту, как союз племён существовал с XIII века до н. э.  Урарту, как государство существовал с IX века до н. э.
Урарту прекратило существование в VI веке до н. э.
В начале XIII века до н. э. распалось государство Хайасана. На его территории образовалось много мелких княжеств под общим названием Страна Наири (Страна рек). Одним из мелких княжеств было Ванское княжество, располагавшееся на берегу озера Ван.
Для противостояния постоянной угрозе от  Ассирии эти княжества объединиться в единое государство. В 859 году до нашей эры правитель Ванского княжества Арама провозгласил себя единоличным царем во всей Араратской стране (под этим названием государство Урарту упоминается в Ветхом Завете, само же слово “Урарту” – это искажённая ассирийская форма слова «Арарат»).
В VI веке до н. э. против Урарту выступили скифы и киммерийцы с севера и мидийцы с юго-востока, которые разрушили государство. После падения Урарту в Армении воцарилась династия Ервандидов, а сама Армения на последующие два столетия стала сатрапией в составе Ахеменидской империи.

К началу страницы

Армения в Античные времена (VI век до н. э. — V век н. э.)

Армения в эпоху Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.). Согласно Геродоту, армянские земли были включены в две ахеменидские сатрапии: 13-ю и 18-ю. Персидское владычество в Армении длилось более двух столетий (550—330 гг. до н. э.). При последних персидских царях династии Ахеменидов в Армения царили мир и благоденствие. Правители империи мало интересовались внутренними армянскими делами, торговля и сельское хозяйство процветали.

Армянское царство в эпоху Ервандидов, IV—II вв. до н. э
Армянское царство в эпоху Ервандидов, IV—II вв. до н. э

Армения в эпоху эллинизма (IV в. до н. э. — V в. н. э.). Армения оставалась под властью Персии до тех пор, пока Александр Македонский (356 – 323 годы до н. э) не присоединил к своему государству всё персидское государство Ахеменидов. После падения Персидского государства правители южных областей Армении признали власть Александра. Под властью македонян находилась Малая Армения, но через год или два после смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) здесь возникло самостоятельное армянское царство, просуществовавшее более двухсот лет. С III—II веков до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа переместился в пределы Араратской долины.
В 115 году до н. э. Митридат VI Евпатор присоединил Армянское царство к Понтийскому царству.
Династия Арташесидов царствовала в Великой Армении почти два столетия. Столицей царства при Арташесе I становится Арташат (Артаксата), город, основанный Арташесом в 176 году до н. э. в месте, где ему посоветовал карфагенский полководец Ганнибал (короткое время живший в Армении), на реке Аракс, недалеко от старой столицы — Армавира и современного Еревана. Арташат оставался столицей страны до 164 года н. э.

Великая Армения при Тигране II
Великая Армения при Тигране II (95-55 гг до н.э.)

Наиболее известный представитель династи Арташесидов – Тигран II Великий (95—55 до н. э.). Тигран II разгромил парфян, захватил у них Атропатену (современный Иранский Азербайджан) и принял титул “царя царей”.

Тигран II Великий
Тигран II Великий

При Тигране II Армения превратилась в крупное государство, с границами от реки Куры до реки Иордан и от Средиземного моря до Каспийского моря. Тигран II ликвидировал царство Селевкидов, на территории которой он построил новую столицу Тигранакерт, куда насильственно переселил жителей множества греческих городов. Тигранакерт стал второй столицей, соперничавшей с Арташатом.

Царство Селевкидов образовалось при распаде империи Александра Македонского. Селевк I получил сатрапию Вавилонию, и в дальнейшем присоединил большую часть ближневосточных территорий Александра Македонского.  В период максимального расцвета царство Селевкидов включало в себя часть территории Малой Азии, Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Иран, части Средней Азии и современного Пакистана. К I веку до н. э. территория государства Селевкидов сократилась и занимала современные Сирию и Ливан.
Царство Селевкидов являлось центром эллинизма и связующим звеном между греческой и персидской культурными традициями. Римская республика нанесла ряд поражений царству. К середине II века до н. э. восточная часть страны  была захвачена парфянами под руководством Митридата I. Ослабленное царство  Селевкидов было завоёвано армянским царём Тиграном II в 83 году до н. э, который окончательно уничтожившил Селевкидское государство. Правившая в то время царица Клеопатра Селена I, из династии Селевкидов, была схвачена, и в 69 г. до н. э. казнена по приказу армянского царя Тиграна II. В 64 году до н. э. бывшая западная часть территории государства Селевкидов обращена в римскую провинцию Сирию.

К 63 году до н. э., в результате войны с римлянами под предводительством Лукулла и Помпея,  Тигран II теряет почти все свои завоевания.
После смерти Тиграна в 55 году до н. э. армянское государство начало идти к упадку. Династия Арташесидов пресеклась на рубеже I века до н. э. – I века н. э. со смертью царицы Эрато. С этого времени начинается примерно шестидесятилетний период противоборства Рима и Парфии за господство в Армении.

К началу страницы

Разделение Армянского царства на две части (I – IV века н.э)

В первые четыре века новой эры Армения постепенно утрачивает самостоятельность. Правление в Армянском царстве делят две империи – Римская империя и персидское государство Сасанидов. До середины первого столетия на армянском престоле сменился целый ряд правителей, угодных Риму. Во второй половине столетия римское влияние в Армении начинает уступать восточному. На армянский престол взошёл Трдат – основоположник новой, Аршакидской династии. В ответ на это римский император Нерон послал на Восток свои легионы. Несколько лет войны с персами не принесли римлянам успехов, и они вынуждены были принять мир.

Великая Армения I-IVвв. Заштрихованы земли Великой Армении, отошедшие к соседним государствам после раздела в 387 года
Великая Армения I-IVвв. Заштрихованы земли Великой Армении, отошедшие к соседним государствам после раздела в 387 года

В 387 году Армения подверглась разделу: меньшая, западная, часть отошла к Риму, основная – к Персии. Территория Армении резко сократились. Приграничные области Армении были отторгнуты и присоединены к вассальным от Персии царствам Иберии и Албании
В 428 году персидский царь Варахран V обратил Армению в провинцию Сасанидского государства и положил конец Аршакидской династии и в Армении.

К началу страницы

Армянский эмират

В течение V-VI веков Армения оставалась разделённой между Восточно-Римской империей (Византией) и персидской державой Сасанидов.
К концу VII века раздробленная Армения распалась на множество княжеств, которых насчитывалось около пятидесяти.
С середины VI века с ослабеванием Персидского государства (Сасанидов) Византийская империя начала расширять свои границы в Армении за счёт персидской части земель. В 30-х годах VII века Сасаниды были сокрушены арабами. По миру началось шествие новой религии – ислама. Армения становится провинцией Арабского Халифата.

Армянский эмират Арабского халифата, 750-885 гг. I-Арран аль-Арминия, II-Грузия аль-Арминия, III-аль-Арминия
Армянский эмират Арабского халифата, 750-885 гг. аль-Арминия I-Арран, аль-Арминия II-Грузия, аль-Арминия III-Армения

В 859 году князь дома Багратидов Ашот получил в свои руки управление Арменией. В 885 году Ашот принял титул царя. Армянская государственность восстанавливается. Во владениях Багратидов со столицей в Ани, возникли благоприятные условия для расцвета торговли, ремесел, искусства, воздвигались церкви, монастыри. Расцвета своего могущества Багратидское царство достигло при Гагике I (989-1020 гг.).

Византийские армяне

В VIII—IX веках тысячи армян эмигрировали из Армянского халифата в Византийскую империю. В Византийской империи многие выдающиеся люди, в том числе византийские императоры (Ираклий, Вардан Филиппик, армянское или частично армянское происхождение имели все византийские императоры от Василия I до Василия II, императрица Феодора и её сын Михаил III), аристократические роды, полководцы, патриархи (Фотий I Великий), купцы, чиновники высокого ранга были этническими армянами.
Византийские императоры совершали походы в Малую Азию захватывая земли, переселяли крупное армянское население на более безопасный запад империи, преимущественно во Фракию, спасая тем самым армян от арабов-мусульман и, в дальнейшем и турок-сельджуков.
Василий I Македонянин, занявший византийский трон в 867 году, являлся основателем Македонской династии, которую так же называют Армянской.  При при этой династии армянский язык был вторым официальным наряду с греческим. Армянин Василий II отвоевал у арабов всю Западную Армению, переселил множество армян во Фракию под Филиппополь (Пловдив), а болгар в Армению. Василий II не оставил после себя наследников. После его смерти берёт начало другая армянская династия Комнинов – императорская династия, правившая в Византии в 1057—1059, 1081—1185 гг. и в Трапезунде в 1204—1461 (под именем «Великих Комнинов»).

К началу страницы

Сельджукский султанат и Киликийская Армения (XI – XIV вв)

С середины XI века Багратидское царство и княжества пришли в упадок вследствие натиска Византии, получившей свободу действий после ослабления Халифата и натиска  сельджуков. Армения вновь оказалась разделённой между мусульманским Востоком и христианским Западом, как когда-то между римлянами и персами. Страна была опустошена войнами и набегами, города разрушены, население нещадно истреблялось.

Многие армянские князья уступали свои владения Византии и получали взамен города и земли у Средиземного моря, в горах Киликийского Тавра. В результате было образовано новое армянское царство – Киликийское, сохранившее традиции армянской культуры и в течение трёх столетий поддерживавшее армянскую государственность.

Киликийская Армения в 1080-1199
Киликийская Армения в 1080-1199

Начало Киликийского царства относят к 1080 году, его основала династия Рубенянов (Рубенидов), ведущей начало от князя Рубена, родственника последнего царя Багратидов, тоже бежавшего в горы от византийского и турецкого ига.
В 1375 году Киликийское царство пало в результатн нашествия египтян-мамлюков.

К началу страницы

Армянское княжество Закаридов (XII – XIV вв.)

В XII веке, когда Армянское (Киликийское) царство переместилось на запад, к Средиземному морю, на исторических армянских землях на Кавказе начинает возрождаться армянская государственность – княжество Закаридов. Грузинский царь Давид IV отбил у сульджуков Тифлис и армянский город Ани. При царице Тамаре вся Северная Армения была освобождена от сельджуков и было создано обширное княжество Закаридов. Зависимость от Грузии была номинальной.
В 1236 году татаро-монголы захватили княжество Закаридов. Лишь армянские княжества Хачен в Нагорном Карабахе и Сюник в Зангезуре сохраняли относительную самостоятельность
В 1385 году хан Тохтамыш уводит в плен из Арцаха, Сюника и Парскаайка десятки тысяч армян.
С 1387 года территория Армении подвергалась разрушительным походам Тамерлана,  котрый в в 1387-1395 годах совершал походы против Золотой Орды. Армянские земли заселялись кочевниками. Армянское население эмигрировало в Грузию, Крым.

Западная и Восточная Армения, XVI-XIX веках

Восточная Армения стала частью государства Сефевидов. Западная Армения  вошла в состав Османской империи.

Восточная Армения

Персидское государство Сефевидов (Кызылбашское государство) существовало с 1501 года по 1722 год., Название получило по имени правящей династии Сефевидов. Территория государства включала территории современных Азербайджана, Ирана, Армении, Грузии, Туркменистана, Афганистана, Ирака, восточной Турции, Кувейта, Бахрейна, а также части Пакистана, юга Узбекистана, востока Сирии, и юга России (Дербент).  В 1501-1510 годах мелкие государств и племена Ирана были объединены пра­вителями из тюркской династии Сефевидов. Они приняли титул “шахиншах” – “царь царей“.

Османская империя была создана тюркскими племенами в Анатолии и существовала с эпохи заката Византийской империи в XIV веке и вплоть до образования Турецкой республики в 1922 году. Название империи происходило от имени султана Османа I, основателя династии Османов. К концу XIV века Османской империя завоевала Малую Азию и Балканский полуостров, в XV веке разгромила Византийскую империю и устремились в Азию. Начались войны между турецкой Османской империей и иранским государством Сефевидов. В том числе и за раздел территории Закавказья (в XVI веке). Влияние Османской империи в регионе начало постепенно утрачиваться с XVII века. Окончательно Османская империя распалась после поражения в Первой мировой войне.

Государство Сефевидов XVI-XVIIвв
Земли Армении в государстве Сефевидов и в Османской империи (XVI-XVII века)

В 1639 году  был заключён договор, по которому Западная Армения (основная часть) отошла к Османской империи, а Восточная Армения отошла к персидскому государству Сефевидов.
С начала XVII века и до середины XVIII века, при сефевидском шахе Аббасе I, на территории Нагорного Карабаха были созданы пять армянских княжеств, известные под общим названием Хамс

Западная Армения

Западная Армения (Византийская Армения, Османская Армения, Турецкая Армения, Восточная Анатолия) после потери Арменией государственности входила в состав Византии, С XVI века эта территория в состав Османской империи. На западе Западной Армении существовало государство Малая Армения.
Султан Османской империи Мехмед II захватил Константинополь в 1453 году и сделал его столицей Османской империи. Османские султаны пригласили армянского архиепископа, чтобы учредить в Константинополе армянский патриархат. Армяне, проживающие в Константинополе пользовались поддержкой султана.  Армяне (как и другие христиане, проживающие в Османской империи) должны были отдавать часть здоровых мальчиков султанскому правительству, которое делало из них янычар. В XVI – XIX веках исторические армянские земли заселялись мусульманами курдами.
24 мая 1860 года армянским Национальным собранием Константинополя  была принята Национальная конституция под названием “Положение об армянской нации”. 17 марта 1863 года Конституция была утверждена  османским правительством. Согласно этой Конституции, армянский патриарх признавался “главой нации” и посредником в исполнении законов государства. Для решения внутренних дел Западных армян избиралось Национальное собрание в составе 140 депутатов (20 – от духовенства, 120 – от светских кругов). Для решения церковных дел в патриаршестве должно было действовать Духовное собрание, а для ведения политических дел — Политическое собрание, которые в случае необходимости могли образовать Общее собрание. Патриарх и члены этих двух собраний избирались общим собранием, состоявшим из почетных членов нации. Депутатское собрание, называвшееся Общим национальным собранием, созывалось раз в два года.
После Русско-турецкая война 1877-1878 годов к России отошла от Турции часть исторической Армении – Карс и его окрестности.

Погромы армянского населения и геноцид

В результате армянских погромов 1894-1896 годов в Западной Армении погибло по разным оценкам от 100 до 300 тыс. западных армян, 80000 бежали в другие страны.
В 1908 году в Турции произошла революция, возглавляемая  “Комитетом единения и прогресса” (младотурками), который провозгласил конец  правления Абдул-Гамида II и начало нового курса в отношении национальных меньшинств империи. Армяне поддержали движение младотурок и приняли участие в формировании нового правительства. Но вскоре произошла  резня в Адане, в которой погибло более 15 тысяч армян.
В ходе Первой мировой войны османские турки обвинили армян в союзе с Российской империей и объявилн всё армянское населения врагом внутри страны. Точное число жертв трудно преследования армянского населения трудно оценить. Только в лагерях погибло более миллиона человек, не считая армян, которые были умерщвлены иными способами. Общее число погибших оценивается в полтора миллиона человек. Сотни тысяч армян вынуждены были спасаться от преследования и бежать из страны.
События с 1915 по 1923 года расцениваются многими историками как геноцид армянского населения на территории Турции. Турецкие власти утверждают, что смерти были результатом гражданской войны, сочетавшиеся с болезнью и голодом, с жертвами с обеих сторон.

К началу страницы

Вхождение Восточной Армении в состав Российской империи

Начиная с XVI века, армяне обращаются к единоверным христианским народам с просьбой о помощи. В конце XVII века армянские князья просят об освобождении от турецкого и персидского ига царя Петра I. В XVIII веке Россия начала свои походы в Закавказье. Но реальная возможность освобождения появилась лишь в XIX столетии. С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи.
В результате русско-персидской войны, по Туркманчайскому договору 1828 года Восточная Армения была присоединена к Российской империи. Туркманчайский мирный договор устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан – в Россию. В 1828 году на месте Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Ирана потомки армян, выселенных персидскими властями из Закавказья в начале XVII века.
В 1849 году Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию.
В результате русско-турецкой войны 1877–1878 Россия освободила лишь часть Западной Армении. Под контроль Российской империи перешла часть Западной Армении Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область.

Карта раздела Армении между Османской и Персидской империями. Указаны шесть армянских провинций Османской империи (Западная Армения) и области Восточной Армении, отошедшие к России в XIX веке, включая области, компактного проживания армян

12 июня 1903 года был принят закон Российской Империи, по которому всё недвижимое имущество (включая доходные земли) и капитал, принадлежавшие армянской церкви и духовным учреждениям, переходили в ведение государства. В ответ на этот закон в Эривани, Александрополе, Эчмиадзине, Аштараке, Ахалцихе и другие населённых армянами местностях Кавказа произошли многолюдные демонстрации протеста, в Елизаветполе, Тифлисе, Шуше, Баку, Карсе, Камарлу, Лори произошли вооружённые столкновения армян с полицией и войсками.
14 октября 1903 члены партии Гнчак совершили неудавшееся покушение на главноначальствующего на Кавказе князя Г. Голицына. Прежние арендаторы церковного имущества отказывались эксплуатировать имущество, крестьяне уничтожали или скрытно сдавали в Эчмиадзинский монастырь (главный монастырь Армянской апостольской церкви) собранный урожай.

Гнчак (Гнчякян) – армянская политическая партия. Основана в 1887 году в Женеве группой студентов из России (А. Назарбекян, М. Варданян, Р. Ханазат, Г. Кафян и др.), издававших газету “Гнчак” («Колокол»). На партию оказали воздействие идеи А. И. Герцена и его газета “Колокол”, а также группа “Освобождение труда” Г. В. Плеханова. Разногласия по вопросу социальной борьбы, которая, по мнению части деятелей Гнчак, не имела перспектив из-за отсутствия в Западной Армении пролетариата, стали причиной раскола на съезде в Лондоне (1896). Члены Гнчак (А. Арпиарян и другие), выступившие за приоритет национальных задач, в 1898 году сформировали отдельную структуру Вераказмял (Реорганизованный) Гнчак (ВГ). Марксистское же крыло в 1909 году образовало социал-демократическую партию Гнчак (СДПГ), которая сотрудничала с Российской социал-демократической рабочей партией (РСДРП). Армянский вопрос стал стержнем политической платформы Гнчак. Проблема вооруженной самообороны армян в ОсманскойТурции доминировала в деятельности ВГ, члены которого пали жертвами геноцида армян (1915). Обе части Гнчак приняли деятельное участие в формировании армянских добровольных дружин в составе русской армии на Кавказском фронте. Члены Гнчак вошли также в костяк армянского легиона, созданного французским правительством на Ближнем Востоке. В августе 1920 года ВГ попытался провозгласить независимость Киликии, сформировать здесь свое правительство. Организации ВГ в 1921 году влились в созданную в диаспоре либерально-демократическую партию Рамкавар Азатакан. В 1923 году социал-демократическая партия Гнчак (СДПГ) в пределах СССР была ликвидирована. В тех частях диаспоры, где поныне сохранилась СДПГ, ее отделения действуют автономно. Они активно поддержали самоопределение Нагорного Карабаха (Арцаха). Гнчак имеет своих депутатов в парламентах Армении (2012) и Ливана.

1 августа 1905 года Николай II подписал указ о возвращении армянской церкви конфискованного имущества. Указ разрешал открывать армянские национальные школы.

К началу страницы

Религия армянского народа

В наше время большая часть населения Армении является христианами — последователями Армянской апостольской церкви. Армянская апостольская церковь входит в число Древневосточных православных церквей, в число которых входят также Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская и Маланкарская православные церкви.

Древневосточные православные церкви (древние православные церкви) – шесть восточных церквей, не признающих Халкидонский Вселенский собор и все последующие, согласно византийской и латинской традициям, Вселенские соборы. В связи с этим, эти церкви называются миафизитскими и нехалкидонскими церквями

Язычество древних армян

В IV—II веках до н. э. оформилась система армянского язычества. Армяне возвели храмы Солнцу и Луне (в Армавире), богине Анахит, святилища и алтари в священном лесу под Аштишатом, в провинции Тарон недалеко от Муша.
Древние армяне почитали местных богов и богов, привнесённых из греческой мифологии и персидских верований вкупе с древними культами, пережившими падение Урарту. Существовало несколько ипостасей одного и того же божества, например:  Арай – Арамазд/Ахурамазда – Зевс. Древние армяне поклонялись Михру/Митре, которого отождествляли и с Солнцем (Гелиосом), и с Аполлоном, и с Гермесом.
Древние армяне придавали большое значение всяческим оракулам, предзнаменованиям и божественным откровениям. Существовала вера в духов и мифических существ (вишапы, дэвы и др.)
К настоящемк времени сохранилось мало сведений об армянском язычестве, так как после принятия христианства в качестве официальной религии Армении, языческие традиции жестоко преследовались.

Утверждение христианства

Крещение армянского народа Григорием Просветителем. И. К. Айвазовский.
Крещение армянского народа Григорием Просветителем. И. К. Айвазовский.

При царе Тиридате III в Армении утверждается христианство в качестве государственной и единственной религии. Значительную роль в принятии христианства армянским народом сыграл св. Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302-326 гг). Первые годы христиане подвергались гонениям.
После принятия христианство  царём Тиридат III в 301 году (или в 314 году) христианство стало государственной религией. Традиционная, национальная армянская религия, связанная  с древнеиранскими верованиями была изгнана из страны. Армения стала первым в истории христианским государством.  Для укрепления христианской религии, перевода Библии и богослужебных книг, основания армянских национальных школ, Месроп Маштоц в течение 405—406 годов создает современный армянский алфавит.

Месроп Маштоц, рисунок из рукописи 1776 года
Месроп Маштоц, рисунок из рукописи 1776 года

Месроп Маштоц (361 – 440 гг) – армянский учёный-языковед,  основоположник армянской письменности и литературы, просветитель, миссионер, переводчик Библии, теолог святой Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви. Считается также создателем грузинского алфавита.

В 460-е годы  персидский царь Пероз начинает политику преследования христианства, что  привело к восстание. В 484 году армяне и персы заключили Нварсакский договор, по которому Армения вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.
В VII—IX веках в Армении зародились и получили широкое распространение христианские секты павликиан и тондракийцев. Они имели серьёзное влияние также в Византийской империи.

Павликианство

Апостол Павел
Апостол Павел

Павликианство (от имени апостола Павла) зародилось в VII веке в Армении. в VIII—IX веках получило широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи. Своей целью павликиане считали сохранение чистоты христианства, освобождение его от всех “элементов” язычества и идолопоклонства. В Восточной Армении аналогом павликиан были тондракийцы.
Название “павликиане” дано им их противниками; сами они называли себя просто “христианами”, в то время как последователей церквей Византийской империи они именовали “ромеями”, считая их отступниками от истинного учения Христа. Апостола Павла павликиане чтили выше других апостолов. Павликиане признавали только Новый завет и Послания апостола Павла и Послания апостола Петра. Они не признавали Ветхий завет и учение о Богородице. Так же они выступали против икон, постов, аскетизма, монашества. Признавали же они только Крещение. Последователи павликиан были в разных слоях общества. Главными сохранившимися до наших дней источниками по истории павликиан являются труды ученого монаха Петра Сицилийского и патриарха Фотия.

Павликианские войны
С павликианцами вели активные войны византийские императоры, не желавшие терпеть армянскую “ересь”. В 684 году византийский император Константин Погонат послал войска на подавление “протестантов”. В 690 г. император Юстиниан II организовал новую кампанию против сектантов.
Репрессии в адрес павликиан возобновились во времена правления императора Льва IV Армянина. Сектанты бежали в Арабский халифат и основали свою колонию близ Митилены. Мусульмане дружественно приняли павликиан как врагов Византийской империи, и выделили им для проживания город Аргаум. К тому же в религиях мусульман и павликиан многое совпадало.
С территории халифата они совершали набеги на соседние провинции, в ходе которых уводили пленников, которых пытались обращать в свою веру. В конце концов павликиан депортировали в Болгарию и там их история как-будто бы заканчивается в XIII веке…
1 августа 1905 года Николай II подписал указ о возвращении армянской церкви конфискованного имущества. Указ разрешал открывать армянские национальные школы.

 




К началу страницы