Повесть временных лет

Лаврентьевская летопись. 1377 год. Нижний Новгород.
Лаврентьевская летопись. 1377 год. Нижний Новгород.

Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X века. – Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996 – 997 годов.
В 1037 – 1039 годах Киевский летописный свод был переработан и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению кн. Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться “Повестью временных лет“.
Повесть временных лет  – это дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века.

Преподобный Нестор Летописец
Преподобный Нестор Летописец

Первая редакция повести была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу кн. Святополка II Изяславича.
Вторая редакция повести относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха.
Третья редакция “Повести временных лет”  была создана в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем для князя Мстислава Владимировича.
Четвертая редакция текста “Повести временных лет” выполнена в 1119 году пресвитером Василием, близким к Владимиру Мономаху, и эту редакцию сохранила Ипатьевская летопись. Пресвитер Василий – автор “Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского“, вошедшей в “Повесть временных лет”.

Сильвестр, игумен Киевского Выдубицкого монастыря.
Сильвестр, игумен Киевского Выдубицкого монастыря.

В 1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря, скопировал текст Васильевой редакции.
В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции “Повести временных лет” вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377г.
Только Новгородская первая летопись старшего извода (Синоидальный список) сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции “Повести” в составе свода 1118 года, с поправками Добрыни Ядрейковича 1225 – 1228 годов.
Книга содержит полный текст (перевод) Лаврентьевской летописи, куда входит Повесть временных лет (основной источник по истории Киевской Руси) и ее продолжение – Суздальская летопись до 1305 года включительно.
В приложении помещены известия, либо восходящие к Повести, либо отражающие иные летописные традиции. Вступительная статья характеризует основные этапы и направления русского летописания.
Бытовые подробности не занимают автора летописи. Его мысль парит над суетными попечениями, с любовью останавливаясь на деяниях святых подвижников, доблестях русских князей, борьбе с иноплеменниками-иноверцами. Но и все это привлекает внимание летописца не в своей голой исторической «данности», а как свидетельство промыслительного попечения Божия о России.

Повесть временных лет
Повесть временных лет

Повесть временных лет – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.