Черное духовенство (монахи)

Монах (с греч. — уединенный) — лицо, посвятившее себя служению Богу и давшее обеты (обещания) послушания, нестя­жательства и безбрачия. Монашество имеет три степени.

1. Степень послушника или Искус (его продолжительность, как правило, составляет три года), Искус служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты.

2. Послушник (иначе — новона­чальный) носит не полное одеяние инока, а лишь рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношени­ем рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послуш­ник утверждался на избранном пути. Ряса  (с греч. — поношенная, ветхая одежда, вретище)— это одежда покаяния.
3. Иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвя­щение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика может постригать только архиерей, мирянина — также иеромонах, игумен или архимандрит (но в любом случае монашеский постриг совершается лишь с разрешения епархиального архиерея). В гре­ческих монастырях Святой Горы Афон постриг совершается сразу в великую схиму.

Малый ангельский образ

При пострижении в малую схиму (с греч. – малый образ) рясофор­ный монах становится мантийным: получа­ет новое имя (его выбор зависит от постри­гающего, ибо оно дается в знак того, что отрекающийся от мира монах полностью подчиняется воле игумена) и облачается в мантию, что знаменует «обручение великаго и ангельскаго образа». Мантия не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не должен творить дела ветхого человека; свободно развеваясь при ходьбе мантия, уподобляется крыль­ям Ангела. Сообразно монашескому образу монах облачается также в «шлем спасения» (Ис. 59, 17; Еф. 6, 17; 1 Фес. 5, 8) – клобук. Как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и инок надевает клобук в знак того, что стремится отвратить очи и закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мира.

Великий ангельский образ

Более строгие обеты всецелого отречения от мира произносятся при принятии велико­го ангельского образа. При постри­жении в великую схиму монаху еще раз дается новое имя. Одежды, в которые облачается великосхимник, от­части те же, что носят и иноки малой схимы: ряса, мантия, — но вместо клобука велико­схимник надевает куколь – остроконечную шапочку, покрывающую главу и плечи кру­гом и украшенную пятью крестами, рас­положенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Иеромонах, принявший великую схиму, может совершать богослу­жения. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом).

Leave a Reply