Хан Менгу-Тимур




Хан Менгу-Тимур
Хан Менгу-Тимур

Менгу-Тимур (в русских летописях — Мангутемир) – хан улуса Джучи (Золотой Орды) (1266—1282), ставшего при нём фактически независимым от Монгольской империи государством.
Менгу-Тимур – cын Тукана, внук Бату-хана, праправнук основателя Монгольской империи Чингисхана.
Годы жизни: 1220 – 1282.
Преемник Берке-хана, которому приходился двоюродным внуком.
Годы правления:
– Правитель Улу Улус (Великого государства): 1266 – 1269 годы.
– Каан Алтын Орд (Великий хан Золотой Орды): 1269 – 1282 годы.

Во время правления Менгу-Тимура началось усиление власти беклярбека Ногая. Тестем Ногая был византийский император Михаил VIII Палеолог, а сын Ногая Чака был женат на дочери происходившего из половцев правителя Болгарии Георгия I Тертера. Хан Менгу-Тимур уговорил темника Ногая держать свою ставку в Курске или Рыльске и занимать пост ордынского наместника (беклярбека) на Балканах.
В 1266 году Менгу-Тимур разрешил генуэзцам через своего наместника в Крыму, племянника Оран-Тимура, селиться в Кафе, вследствие чего оживилась крымская торговля и увеличилось значение самого Крымского полуострова и его столицы города Солхата.

Монгольский ильхан Ирана Абака
Монгольский ильхан Ирана Абака

В 1268 году, хан Менгу-Тимур развязал войну с монгольским ильханом Ирана Абакой за Азербайджан. В этой войне правителя Золотой Орды поддержал мамлюкский султан Египта и Сирии Бейбарс I. Год спустя между ханом Менгу-Тимуром и Абакой был заключен мирный договор.
СправкаИльхан — титул высших правителей у монгольских народов. Наиболее известные носители – монгольские правители государства Хулагуидов на Среднем Востоке (XIII—XIV вв.).
Титул образован из тюркских слов эль/иль («народ») + хан и буквально означает “правитель народов”.

В 1269 году по просьбе новгородцев хан Менгу-Тимур прислал в Великий Новгород войско для организации похода на ливонских рыцарей, причём одной военной демонстрации у Нарвы было достаточно для заключения мира “по всей воле новгородской“. В Никоновской летописи это было описано так: “…князь велики Ярослав Ярославич, внук Всеволожа, посла к Володимерю собирати воинства, хотя ити на немци, а собрася сила многа, и великий баскак Володимерский Иаргаман и зять его Айдар со многими татары приидоша, и то слышавше немци устрашишася, и вострепетавше прислаша дары послы своя, и добиша челом на всеи воли его, и всех подариша, и великого баскака, и всех князей татарских и татар; зело бо бояхуся и имени Татарского. И тако всю волю сътворивше великого князя Ярослава Ярославича, и Наровы всея отступишася и полон весь возвратиша” (ПСРЛ, т. X, стр. 147).
Примирение великого князя владимиро-суздальского Ярослава Ярославича Тверского с новгородцами также произошло с помощью послов Менгу-Тимура, о чём говорит “Договорная грамота Новгорода с тверским великим князем Ярославом Ярославичем” от 1270 года: “Се приехаша послы от Менгу Темеря цесаря / цря сажатъ Ярослава съ грамотою Чевгу и Баиши”.
В 1270 году по приказу Менгу-Тимура был казнён рязанский князь Роман Ольгович Святой, который вступился за своих подданных и, согласно доносу, осуждал веру хана, поэтому должен был понести наказание в соответствии с религиозным законодательством Ясы — его заживо разняли по суставам.
В 1274 году при Менгу-Тимуре состоялся поход на Северный Кавказ, в ходе которого произошло разорение яского города Дедяков. В походе участвовали и русские княжеские полки.
В 1275 году хан Менгу-Тимур оказал поддержку королю Руси Льву Даниловичу Галицкому в боевых действиях против великого литовского князя Тройдена. При этом в данном походе также приняли участие другие русские князья, зависимые от власти Золотой Орды, в том числе черниговский князь Роман Михайлович Старый.
Хан Менгу-Тимур продолжал политику своих предшественников по укреплению самостоятельности и повышению влияния улуса Джучи в составе Монгольской империи.
По указу Менгу-Тимура была проведена перепись на Руси с целью упорядочения сбора дани. Аппарат имперских чиновников Монгольской империи, созданный для сбора дани с подвластных территорий, потерял своё значение, так как дань непосредственно поступала к самому хану Менгу-Тимуру. Русские, мордовские, марийские князья (и князья других народностей Золотой Орды) получили вместе с ярлыком финансовый реестр для сбора золотоордынской дани, которой облагались и жители Золотой Орды. Они делились на две категории: горожане (не участвующие в войнах), которые платили десять процентов от прибыли, и кочевники (пополнявшие войско), выплачивающие сотую часть прибыли.
Хан Менгу-Тимур начал чеканить монету со своей тамгой в городе Булгаре. Строились новые города: Аккерман (ныне Белгород-Днестровский), Килия (самый западный город Золотой Орды, находившийся в нескольких десятках километров от Чёрного моря), Тавань (в 40 км выше Херсона), Кырк-Ер (недалеко от Бахчисарая), Солдайя (Судак), Азак (Азов), Сарайчик (в 60 км выше современного Атырау), Искер (близ Тобольска) и другие. В годы правления Менгу-Тимура в Крыму была основана генуэзская колония Кафа.
При нём татары вместе с русскими князьями совершили походы на Византийскую империю (1269—1271), в Литву (1274), на Кавказ (1277).
В 1281 году войско Менгу-Тимура участвовало в сражении с мамлюками в Сирии (между Хамой и Хомсом). Битва закончилась без явного победителя; понеся большие потери, обе стороны отступили.

Отношение Менгу-Тимурак Русской православной церкви

От имени Менгу-Тимура написан первый из дошедших до нас ярлыков от 1267 года об освобождении Русской православной церкви от уплаты дани Орде. Это своего рода хартия неприкосновенности для русской церкви и духовенства — в начале ярлыка было помещено имя Чингисхана. Следуя заповедям Ясы Чингисхана, ханы и до Менгу-Тимура не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число “сосчитанных” во время переписи (Лаврентьевская летопись). Теперь же в ярлыке были утверждены привилегии духовенства как широкой общественной группы, включая и членов семей, а именно:
– церковные и монастырские земельные угодья со всеми работающими там людьми не платили налога;
– все “церковные люди” были освобождены от военной службы.
Мусульманские купцы прекратили занимать должности налогосборщиков (баскаков) среди крестьян. Оскорбление (клевета, поношение) православной религии (в том числе со стороны мусульман) каралось смертью. Ордынским чиновникам запрещалось под страхом смерти забирать церковные земли, требовать выполнения какой‑либо службы от церковных людей.
Льготы Менгу-Тимура православной церкви по сравнению с ярлыками его предшественников были так велики, что в Московском Летописном своде конца XV века прямо написано: “… умре царь татарский Беркаи, и бысть ослаба христианом от насилие бесермен“.
За дарованные привилегии от русских священников и монахов требовали молить Бога за Менгу-Тимура, его семью и наследников. Особо подчёркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними. “А если кто-то из священнослужителей будет молиться с затаённой мыслью, то он совершит грех“.
Благодаря этому ярлыку, а также ряду последующих, русское духовенство составляло привилегированную группу, и именно этим была заложена основа церковного богатства. Об этой странице в истории Русской православной церкви было хорошо известно образованным людям XIX века, например поэту А. С. Пушкину, который в своём письме к П. Я. Чаадаеву писал: “Духовенство, пощаженное удивительной сметливостью татар, одно — в течение двух мрачных столетий — питало бледные искры византийской образованности“.
При хане епископ Афиноген из Сарая был назначен главой татарской (волжско-булгарской) делегации, направленной в Константинополь, то есть фактически он стал послом Золотой Орды. Известно правило тех времен, что если член правящей династии Орды становился православным христианином, то он не терял свои права и собственность.
Отношения Менгу-Темура с русскими князьями были относительно хорошими именно из-за его положительного отношения к православной религии. Эта веротерпимость была прописана в Ясе Чингисхана: “Чингис Хан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими“, чему должны были следовать все правители монголов, но не все следовали, особенно после принятия ислама в Золотой Орде.

Семья Менгу-Тимура.

Жёны:
1) Олджай-хатун из монгольского рода кунграт, племянница Мункэ-хана;
2) Султан-хатун из монгольского рода ушин;
3) Кутуй-хатун;
4) Джиджек-хатун, вдова хана Берке;
5) Туйлун-хатун;
6) Тудаюн-хатун;
Сыновья:
1) Алгуй;
2) Абачи (Аукаджи, Аячи);
3) Тудукан (Тудан, в русских летописях – Дюдень);
4) Буркук (Бурлюк);
5) Токта;
6) Сарай-Бука;
7) Мулакай;
8) Кадан;
9) Кудукан;
10) Тогрылча.
Дочь: Анна, жена Фёдора Ростиславича Чёрного